вторник, 12 марта 2013 г.

Чтобы судья дурой не казалась!


Мне кажется, что многие судьи имеют комплекс неполноценности.  Он скрыт глубоко в подсознании, в глубинах души и разума, и для многих из них далеко не очевиден. Его источник скрывается в самом начале их судейской карьеры. Ведь хорошо известно, что подавляющее большинство судей – это люди севшие в судейское кресло после работы в должности помощника или секретаря суда и получившие заочное юридическое образование, причем далеко не в самых лучших юридических вузах.

Пробудить это комплекс означает настроить против себя, а следовательно, и против вашего клиента уважаемый суд, тем самым уменьшив шансы на победу. У англичан есть пословица: не будите спящую собаку. 

Иногда последствия этого пробуждения бывают непредсказуемыми. В начале моей литигаторской карьеры одна судья мне в отместку приняла заведомо незаконное и необоснованное решение, читай глупое, лишь бы отомстить мне за то, что я выставил ее дурой в ее собственных глазах и перед публикой.

Чтобы не будить спящую собаку неполноценности судей, я применяю несколько приемов.

В своих речах не делаю ссылки на статьи законов. Иными словами, не говорю "в соответствии со статьей такой-то и такой-то…", "согласно статье такой-то и такой-то" и им подобные.

Такие выражения, конечно, показывают твою подготовку, но чисто психологически ставят тебя в позицию учителя судьи. А кроме этого загромождают речь и отвлекают внимание от тезиса и логики его развития. Без них ты просто равный судье собеседник.

Может суд и не знает о чем идет речь, но в этом он или она признаться не могут и делают вид, что они не только тебя слушают, но еще и понимают. Однако чтобы видимость превратить в уверенность, все ссылки я излагаю исключительно в письменном виде, к которому судья всегда может обратиться впоследствии.

Никогда не вступаю в открытый спор  с судьей по вопросам права или процесса. Победить в нем значит обречь себя на возможное поражение.

Презумпция – суд знает лучше.

Но если суд высказал ошибочное мнение по тому или иному вопросу, на мой непросвещенный взгляд, конечно, я позже в завуалированной форме возвращаюсь к нему и высказываю свое мнение.

В предчувствии сложного вопроса, понимание которого предполагает неоднозначность толкования нормы, я начинаю со скромной фразы: "Ваша честь, насколько я понимаю, то то-то и то-то".  Ее использование позволяет скрыть свою ученость и, опять же ставит тебя, на один уровень с судье. Ты как бы спрашиваешь совет и в этой вежливой форме протаскиваешь свое мнение.

По сложному вопросу я разбиваю его не несколько пунктов, начиная с общих мест и банальностей.  После изложения каждого я обращаюсь к судье с вопросом, который требует просто ответа "да" или "нет": "Ведь так, ваша честь?"

Кивок или даже молчание со стороны суда всегда льют воду на вашу мельницу. Мой опыт показывает, что  судьи избегают вступать в дискуссии. Ведь неизвестно им, чем они могут закончиться, можно и дурой оказаться.

Серия таких мелких  вопросов, которые предполагаю положительный ответ, подготавливает суд к поворотном, тонкому и скользкому  моменту вашей правовой позиции. И когда вы его излагаете под конец,  сопровождая его вопросом "ведь так", вероятность получения согласия на ваше целое мнение сильно возрастает.

Как известно, отказаться впоследствии от высказанного публичного мнения психологически весьма затруднительно.

Будучи адвокатом старейшей московской адвокатской коллегии, советским кандидатом юридических наук и управляющим партнером адвокатского бюро, никогда в суде даже не заикаюсь об этом )


Одним словом, не учите судью праву!

9 комментариев:

  1. Михаил Юрьевич, добрый день. С удовольствием прочитал Ваш новый пост. Готов подписаться под каждым словом. Аргумент о том, что главное чтобы судья дурой не казалась, вы озвучили мне ещё в самом начале нашего с вами общения в сети. С тех самых пор регулярно его использую.

    ОтветитьУдалить
  2. Алексей, спасибо за комментарий. Чрезвычайно рад вашему вниманию к моей писанине. По поводу тезиса, может и так, но все же надо признать, что именно вы в одном из комментариев ее четко сформулировали ))

    ОтветитьУдалить
  3. Часть приемов примем на вооружение. Другой частью пользуемся. Однако мой мозг уже давно грызет одна мысль - вообще-то статус судьи обязывает, в профессиональном плане тоже, судья, по-моему, должен внушать пиетет сторонам. Из первых строк поста стало понятнее: некоторые судьи просто бывшие помощники судьи, судьями так и не стали. Ну где, как не в суде, представителям демонстрировать свой профессионализм? Не понты, а знание права. Почему это стыдно? Почему не стыдно судье, который не знает и/или не хочет знать, показать "не на высоте" чего-то там? Единственны (пока) раз в жизни слышала (сама не видела), чтобы судья после выступления истца (вполне себе со ссылками на статьи, позиции и проч.), откинувшись и предвкушая, обратился к представителю ответчика "парируйте!". Согласна с тем, что в речи не стоит злоупотреблять, для бумаги - одно, для ушей - другое. И даже на бумаге можно изложить емко и кратко, в целом :) Жаль судью (помощника) заставлять ломать глаза и мозг, читая "воду" (всегда заставляла ребят "выжимать" процессуальные документы и всегда это оправдывалось).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина, спасибо за комментарий.

      Я не думаю, что судья должен внушать пиетет сторонам. Все участники процесса просто должны делать свою работу профессионально. Судья не является исключением. Именно этого мы и ждем от него. Уважением как к коллеге по цеху - да, конечно, но, на мой взгляд, не более. К сожалению,в большинстве случаев уважение плавно переходит в сочувствие, мягко выражаясь.

      Вы говорите о демонстрации с суде своего профессионализма. В целом согласен с вами, но полагаю, что выражение выбранно не очень удачно. Речь идет не о демонстрации, а о профессиональной работе. Я не говорил, что это стыдно. Я говорил, что состязание происходит не на статьях закона как на шпагах, а на логике и аргументах как доводах разума. Могу заверить также вас, что "парируйте" от судьи вы слышали в первых и в последних раз в вашей профессиональной жизни.

      На бумаге, согласен с вами, надо излагать емко и кратко. Пустую бумажную болтовню следует оставить ИЛЬФам и РУЛЬФам. Они ведь как-то должны оправдать свои бешеные гонорары в глазах клиента. Мне приходилось видеть документы подготовленные известными мировыми юридическими фирмами. Водопад слов, ничего более. Известная история с компанией Марс. Какой-то там договор был подготовлен крупной американской фирмой. Он никак не мог пройти наших чиновников. За многостраничным словоблудием английского права они никак не могли уловить суть договора. Наши юристы, мне кажется, это был Муранов с парнтерами, ужали текст до нескольких страниц, изложив договор понятным русским юроязом. И все прошло на ура!

      Я полагаю, что у вас должны быть приемы, о которых я не написал, а может и не знаю. Поделитесь, пожалуйста.

      Удалить
  4. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  5. Интересный и весьма актуальный пост, Михаил Юрьевич.
    По теме: дать понять судье, что она (как правило, она) неправа и выставить ее дурой - все-таки две разные вещи, я считаю. И если судья не права, лезть в перепалку не нужно, но четко обозначить свою позицию надо. Предложенные методы интересны, некоторые из них применяю в той или иной форме. Фактически Вы проповедуете сдержанность и смиренность) Однако во всех ли случаях это действенно? А можно ли с судьей повоевать, не выставив дурой? Сделаю небольшие дополнения и выскажу свою позицию на праве заметки.
    Считаю, что нужно изначально стараться избегать неточностей и лишних вопросов от судьи, чтобы не разгорался спор. Стараюсь изучить практику конкретного судьи по конкретной категории дел, благо возможностей для этого сейчас все больше. Если уже на этапе изучения практики судьи прослеживаются четкие расхождения позиций - необходимо подготовить просто безупречное обоснование и при первой возможности в судебном заседании преподнести это обоснование как факт. Не намекая при этом, что знаком с прошлой практикой судьи. Разумеется, четкие ответы на все возможные вопросы по спорной ситуации, в т.ч. на вопросы судьи уже должны быть подготовлены. Иногда для такого обоснования подходит даже доктрина! Есть личная практика, когда приходилось ссылаться. Желательно доктрина той школы права, к которой принадлежит судья (думаю, никто не будет спорить, что, например, питерскую, московскую, уральскую и саратовскую школы выделять нельзя, а различия в подходах довольно существенные по некоторым вопросам). В любом случае, даже если судья в итоге не примет позицию - будет заготовка для последующих инстанций. Если судья увидит рациональное зерно в обоснованиях - вполне вероятно, что забудет о прошлой практике, сходит посовещаться сам с собой, например. Если не согласится - да и ладно, но в решении зато пропишет свою аргументацию, она пригодится для апелляции. Вы ведь уверены в своей позиции! Если выстрелит отменой в апелляции - судья уж точно почитает, почему, т.к. это ему "болт" в статистику. В любом случае, преподнесение противоположной позиции должно быть без намеков на заискивания. Нужно четко понимать, что судья - профессионал (презюмируется) и подобные ситуации должны решаться профессионально, без личного фактора.
    Другая ситуация - расхождения есть, но четкого обоснования нет. Этот случай сложнее, преподнесение как факт и необоснованное упорство может и тебя оставить в дураках. Здесь скорее применимы методы, предложенные в статье. Лучше как бы предлагать к обсуждению.
    И наконец, если разница во мнениях выявляется в судебном заседании непосредственно, тоже зависит от готовности четко позицию обосновать. Если такая готовность есть - имеет смысл огласить сухо свою позицию, глядя на секретаря с.з., под протокол, чтобы ничего не было пропущено. Опять же, если четкого обоснования нет, методы статьи отлично подходят.
    Есть и еще один вариант. Зачастую судьи (а это касается СОЮ) просто по-хамски себя ведут, откровенно по-хамски, что встает вопрос не просто о расхождении в позициях, а о пресечении балагана. Зачастую такое бывает в процессах в городках в глубинке, когда другая сторона брат жены сестры дяди судьи, например. Имеет смысл достать заранее подготовленный диктофон и со словами "Прошу внести в проткол с.з., что производится запись на диктофон модели...". Это также из личного опыта: следующая часть с.з. проходит в строгом соответствии с процессуальным законом. Да, скорее всего решение по максимуму постарается извернуть не в Вашу пользу, но если было такое отношение сразу - оно и было бы не в Вашу пользу, терять здесь нечего, а показать чувство своего достоинства нужно, причем максимально демонстративно и жестко. В конце концов, судейскую этику тоже никто не отменял. А для позиций по существу будет еще апелляция.
    В конце концов, наши процессы - это борьба именно с судьей, о чем писали и Вы. И методы такой борьбы нужно выбирать в зависимости от конкретных обстоятельств, где-то хитростью, а где-то своей уверенной изначальной подачей.
    Теперь критикуйте!)

    ОтветитьУдалить
  6. Виктор, благодарю за весьма глубокий пост, иначе я не могу назвать ваш комментарий, в котором вы затронули весьма интересные вопросы или проблемы. Однако хочу обратить ваше, что мой пост намного уже. Может быть его заголовок и не очень удачен, но по сути верен.

    Конечно, я согласен с вами, что одно дело, когда судья неправа, совсем другое – когда она просто, уж извините, дура, то есть просто не понимает простых и очевидных вещей, которым обучали в школе. Хотя часто здесь весьма тонка грань. Ну да ладно об этом!
    Центральный вопрос – когда судья бывает не права? От ответа на этот вопрос зависит, соответственно, поведение лигитагора по отношению к суду.

    Первый случай, когда суд не согласен или высказывает сомнения по поводу вашей правовой позиции. Тут вообще не совсем ясно, кто на самом деле прав или не прав. Ведь бывает и так, что ваша правовая позиция притянута за уши, прошу прощения за просторечье. Не согласие судьи с вашей правовой позиции выявляется только тогда, когда он задает вам вопросы. Задача литигатора, на мой взгляд, в этом случае, отвечая на них, максимально сделать вашу позицию правдоподобной. Мы же не ищем справедливость или не занимаемся утверждением права. Это не наша задача. И делать это надо убедительно! Спорить в этом случае не имеет никакого смысла. Вполне возможно, что суд придерживается другого мнения по вашему делу, точнее иначе смотрит на обстоятельства дела и применяемый закон. Что толку спорить? Если не удалось убедить суд в вашей позиции, он свою закрепит в судебном акте. Но это, если хотите, спор о материальном праве. Спор есть спор, и в споре равных надо быть вежливым и ненастойчивым, но неприклонным. Да, для этого случая я проповедую сдержанность и смиренность и по достоинству оценил вашу улыбку )

    Второй случай, когда суд своими действиями нарушает ваши процессуальные права или препятствует их осуществлению. Вот в этом случае надо биться до самого конца. И все способы и меры хороши! Можно даже зайти так делако, чтобы выставить ее, то есть суд, дурой или дураком. Но опускаться до грубости и хамства недопустимо.

    Далее вы ставите интересные вопросы и высказываете свое мнение. Отлично! Вот они:

    ● Как делать так, чтобы не разгорался спор, избежать лишних вопросов со стороны суда?

    ● Как бороться с судейским хамством?


    Эти вопросы весьма актуальные, но, еще раз подчеркну, изложение моего мнения по ним выходит за рамки поста. Я с удовольствием выскажусь по ним, но постараюсь сделать это в отдельных постах. И сделаю это, оттолкнувшись от вашего мнения.

    Мне очень понравились ваш слова о том, что ".в конце концов, наши процессы - это борьба именно с судьей… И методы такой борьбы нужно выбирать в зависимости от конкретных обстоятельств, где-то хитростью, а где-то своей уверенной изначальной подачей". Вот это очень верно и глубоко до самого дна литигаторства.

    Но опять же, это совсем другая тема.

    ОтветитьУдалить
  7. С большим удовольствием прочитал Ваш пост. Умно и хитро написано о суд.процессе

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нанзыт, спасибо! Рад, что чтение моего поста доставило вам удовольствие. Не ожидал, что написал хитро )

      Удалить